

Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-5-80-102
Аннотация
Успех рыночной модернизации России зависит во многом от того, насколько российская экономическая ментальность схожа с европейской. Чтобы оценить степень сходства ментальности россиян с ментальностью граждан стран Запада и Востока, предлагается использовать методики количественной оценки и анализа национальной экономической ментальности - этнометрии. В статье характеризуются четыре наиболее популярные этнометрические методики - Г. Хофстеда, проекта GLOBE, проекта WVS и Ф. Тромпенаарса. Наиболее важными показателями национальной экономической ментальности предлагается считать параметры индивидуализма и иерархии (дистанции власти). Накопленные к настоящему времени базы данных пока не позволяют дать однозначный ответ на вопрос, насколько сильно Россия отличается от Запада: согласно методике WVS, Россия принадлежит к Востоку; согласно методике Г. Хофстеда, Россия промежуточна между Востоком и Западом; методики GLOBE и Ф. Тромпенаарса дают противоречивые результаты.
Об авторах
Н. ЛатоваРоссия
научный сотрудник Центра региональной социологии
Ю. Латов
Россия
старший научный сотрудник
Список литературы
1. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23.
2. Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат».
3. Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат» // Экономические стратегии.1999. № 2. С. 19-32.
4. Грачев М., Филонович С. Пятипроцентный элемент // Эксперт. 2000. № 25. С. 24-26.
5. Инглхарт Р. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 106-128.
6. Контекст:
7. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.
8. Латов Ю. В., Латова Н. В. Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г. Хофстеда // Мир России. 2007. № 4.
9. Латов Ю. В., Латова Н. В., Николаева С. И. Повседневная теневая экономика и национальная экономическая ментальность в постсоветской России: Взаимосвязь индексов Г. Хофстеда и индикаторов теневой экономической деятельности. М.: ДиректМедиа, 2005.
10. Латова Н. В., Латов Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. № 4.
11. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2008.
12. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. № 3.
13. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.
14. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск: Попурри, 2004.
15. Ушаков К. М., Фишбейн Д. Е. Базовые представления педагогического сообщества:данные одного исследования // Директор школы. 2005. № 2. http://somc.ru / node / 75.
16. Ушаков К. Кто мы такие? Анализ базовых представлений педагогического сообщества // Тенденции развития образования:проблемы управления образованием региона. М.:Логос, 2005. http://upr.1september.ru / articlef.php?ID=200600808.
17. Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. М.: ИС РАН, 2002.
18. Ясин Е. Г. Модернизация экономики и система ценностей. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003.
19. Bollinger D. The Four Cornerstones and Three Pillars in the „House of Russia Management System // Journal of Management Development. 1994. Vol. 13, No 2. Р. 49-54.
20. Dorfman P. W., Howell J. P. Dimensions of national culture and effective leadership patterns: Hofstede revisited // Advances in international comparative management. 1988. Vol. 3. P. 127-150.
21. Hampden-Turner C., Trompenaars F. The Seven Cultures of Capitalism. L.: Piatkus, 1994.
22. Hofstede G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). N. Y.: Harper Collins, 1994.
23. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values. L.: Beverly Hills, 1980.
24. Hofstede G., Kolman L., Nicolescu O., Pajumaa I. Characteristics of the Ideal Job among Students in Eight Countries // Key Issues in Cross-Cultural Psychology / H. Grad, A. Blanco, J. Georgas (eds.). Lisse, Netherlands: Swets and Zeitlinger, 1996, P. 199-216.
25. House R., Hanges P. Cultural influences on Leadership and Organizations. Project GLOBE // Advances in Global Leadership. 1999. Vol. 1. P. 171-233.
26. Inglehart R., Baker W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65, No 2. Р. 9-51.
27. Koopman P., Hartog D., Konrad E. National Culture and Leadership Profiles in Europe: Some Results From the GLOBE Study // European Journal of Work and Organizational Psychology. 1999. Vol. 8, No 4. P. 503-520.
28. Roberts K., Boyacigiller N. Cross-national organizational research: The grasp of the blind men // Research in Organizational Behavior. 1984. Vol. 6. P. 423-475.
29. Schwartz S. H. Cultural Value Orientation. Nature and Implications of National Differences. Moscow: Publishing house of SU HSE, 2008.
30. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50, No 4. P. 19-45.
Рецензия
Для цитирования:
Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей. Вопросы экономики. 2008;(5):80-102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-5-80-102
For citation:
Latova N., Latov Yu. Ethnometric Approaches to the Analysis of Economic and Cultural Values. Voprosy Ekonomiki. 2008;(5):80-102. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-5-80-102