Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Академическая свобода и стандарты поведения

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-6-80-93

Аннотация

В работе обсуждается специфика деятельности университетского преподавателя-исследователя и необходимость особых механизмов обеспечения ее эффективности. Авторы анализируют академическую свободу как параметр среды функционирования университета и описывают конвенцию, регулирующую отношения профессуры и администрации. Выделяются факторы, которые могут привести к ее разрушению. Описывается динамическая модель поведения профессуры, в рамках которой рассмотрены два сценария развития - исследовательский и преподавательский. Анализируются факторы, с которыми связан выбор того или иного сценария. Кроме того, обсуждаются эмпирические данные, свидетельствующие о развитии и текущем состоянии высшего образования в России.

Об авторах

Я. Кузьминов
ГУ-ВШЭ
Россия
ректор


М. Юдкевич
ГУ-ВШЭ
Россия
зав. лабораторией институционального анализа экономических реформ 


Список литературы

1. Кузьминов Я. И., Набиуллина Э. С., Радаев В. В., Субботина Т. П. Отчуждение труда: история и современность. М.: Экономика, 1989.

2. Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. 2 004. № 1. С. 5-30.

3. Павлюткин И. В. Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организационных популяциях/WP10/2006/04. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

4. Юдкевич М. М. Сигнальная политика и цели университетов // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 102-107.

5. Baker G., Jensen M., Murphy K. Compensation and Incentives: Practice vs. Theory // Journal of Finance. 1988. Vol. 43, No 3. P. 593-616.

6. Baldridge J. V. Power and Conflict in the University: Research in the Sociology of Complex Organizations. N.Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1971.

7. Benabou R. J. M., Tirole J. Intrinsic and Extrinsic Motivation // Review of Economic Studies. 2003. Vol. 70, No 3. P. 489-520.

8. Boyes W., Happel S. K., Hogan T. D. Publish or Perish: Fact or Fiction // Journal of Economic Education. 1984. Vol. 15, No 2. P. 136-141.

9. Carlisle B., Miller M. Current Trends and Issues in the Practice of Faculty Involvement in Governance // Educational Review. 1999. Vol. 105, No 5. P. 81-88.

10. Cohen M. D., March J. G., Olsen P. A. Garbage Can Model of Organizational Choice // Administrative Science Quarterly. 1972. Vol. 17, No 1. P. 1-25.

11. Eble K., McKeachie W. Improving Undergraduate Education Through Faculty Development. San Francisco: Jossey-Bass. 1985.

12. Fox M. F. Research, Teaching, and Publication Productivity: Mutuality Versus Competition in Academia // Sociology of Education. 1992. Vol. 65, No 4. P. 293-305.

13. Goedegebuure L., Boer H. Governance and Decision-making in Higher Education. Comparative Aspects // Tertiary Education and Management. 1996. Vol. 2, No 2. P. 160-169.

14. Goodman P. The Сommunity of Scholars. NY.: Random House, 1962.

15. Hardy C. Configuration and Strategy Making in Universities: Broadening the Scope // The Journal of Higher Education. 1991. Vol. 62, No 4. P. 363-393.

16. Katz D. Faculty Salaries, Promotions and Productivity at Large University // American Economic Review.1973. Vol. 63, No 3. P. 469-477.

17. Keith K. M. Faculty Attitudes Toward Academic Freedom: Tenure, Teaching and Research. Doctoral Dissertation, University of Southern California, 1996. Dissertation Abstracts International, 58-01A, AAG9720245.

18. Key Resources on Higher Education Governance, Management and Leadership/L. A. Mets, M. W. Peterson (eds.) San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1987.

19. Kreps D. Intrinsic Motivation and Extrinsic Incentives // AEA Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87, Nо 2. P. 359-364.

20. Kwiek M. Academe in Transition: Transformations in the Polish Academic Profession // Higher Education. 2003. Vol. 45, Nо 4. Р. 455-476.

21. Lankford E. L. Freedom and Outrage in Art Education // Journal of Aesthetic Education. 1994. Vol. 28, No 4. P. 54-62.

22. Lee B. A. Governance at Unionized Four-year Colleges: Effect on Decision-making Structures // The Journal of Higher Education. 1979. Vol. 50, No 5. P. 565-585.

23. Leslie D. W. Resolving the Dispute: Teaching is Academe's Core Value // The Journal of Higher Education 2002. Vol. 73, No 1. P. 49-73.

24. Locke W. Integrating Research and Teaching Strategies: Implications for Institutional Management and Leadership in the United Kingdom // Higher Education Management and Policy. 2004. Vol. 16, No 3 P. 101-120.

25. McCormick R., Meiners R. University Governance: a Property Rights Perspective // Journal of Law and Economics. 1988. Vol. 31, No 2. P. 423-442.

26. Menon M. Students Involvement in University Governance: a Need for Educational Aims? // Tertiary Education and Management. 2003. Vol. 9, No 3. P. 233-246

27. Meyer L., Evans I. Motivating the Professoriate: Why Sticks and Carrots are Only for Donkeys // Higher Education Management and Policy. 2003. Vol. 15, No 3. P. 151-167.

28. Mignot-Gérard S. Deconstructing Leadership and Governance Systems within Universities // Consortium of higher education researchers. http://www.iff.ac.at/hofo/CHER_2002/pdf/ch02mign.pdf

29. Millett J. D. The Academic Community. NY.: Mc Graw-Hill, 1962.

30. Mora J. Governance and Management in the New University // Tertiary Education and Management2001. Vol. 7. P. 95-100.

31. Pfeffer J., Salancik G. Organizational Decision Making as a Political Process: The Case of a University Budget // Administrative Science Quarterly. 1974. Vol. 19, No 2. P. 135-151.

32. Scott W. R. Organizations: Rational, Natural, and Open Systems. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1987.

33. Slantcheva S. The Bulgarian Academic Profession in Transition // Higher Education. 2003. Vol. 45, Nо 4. Р. 425-454.

34. Stroup H. M. Bureaucracy in Higher Education. NY.: Free Press, 1966.

35. Tang T. L.-P., Chamberlain M. Attitudes Toward Research and Teaching // Journal of Higher Education.1997. Vol. 68, No 2. P. 212-227.

36. Williams D., Gore W., Broches C., Lostoski C. One Faculty's Perceptions of its Governance Role // The Journal of Higher Education. 1987. Vol. 58, No 6. P. 629-657.

37. Wood D. Faculty, Students, and Support Staff Participation in College Governance: an Evaluation/Annual conference of the association of Canadian community colleges. 1993.

38. Yudkevich M. Professor-University Relationship: Incentives for Investment in Joint Future. HSE Working Paper, 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Кузьминов Я., Юдкевич М. Академическая свобода и стандарты поведения. Вопросы экономики. 2007;(6):80-93. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-6-80-93

For citation:


Kouzminov Ya., Yudkevich M. Academic Freedom and the Standards of Behavior. Voprosy Ekonomiki. 2007;(6):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-6-80-93

Просмотров: 737


ISSN 0042-8736 (Print)