

Интервальное восприятие информации и экономическое поведение потребителя: методологические аспекты
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-12-60-70
Аннотация
В работе проводится различие между объективным существованием и субъективным восприятием информации экономическими агентами. Рассматриваются некоторые психофизиологические аспекты восприятия информации, имеющие непосредственное отношение к процессам принятия экономических решений. Обсуждаются теоретические проблемы моделирования восприятия экономическими субъектами информации о ценах и объемах потребления товаров и услуг. Предлагается интервальный подход к описанию неопределенности в процессе принятия решений, формулируется общая постановка интервальной задачи оптимального выбора потребителя, а также выводятся некоторые практические следствия, имеющие отношение к рыночному ценообразованию, роли сбережений и представлению о макроэкономическом равновесии.
Об авторе
Д. ДавыдовРоссия
кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры математических методов в экономике
Список литературы
1. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов американской школы // Thesis. 1994. № 5.
2. Ащепков Л. Т., Давыдов Д. В. Показатель интервального неравенства: свойства и применение // Вычислительные технологии. 2006. Т. 11, № 4. С. 13-22.
3. Ащепков Л. Т., Давыдов Д. В. Универсальные решения интервальных задач оптимизации и управления. М.: Наука, 2006.
4. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976.
5. Бардин К. В., Войтенко Т. П. Феномен простого различения // Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 1985. С. 73-96.
6. Бардин К. В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика // Вопросы психологии. 1990. № 1. C. 131-136.
7. Вощинин А. П., Сотиров Г. Р. Оптимизация в условиях неопределенности. М.; София: Изд-во МЭИ-Техника, 1989.
8. Давыдов Д. В., Тарасов А. А. К задаче оптимального выбора в условиях интервально определенных цен // Экономический анализ на Дальнем Востоке России: Научные доклады. М.: МОНФ, 2005. Вып. 169. С. 99-108.
9. Давыдов Д. В., Тарасов А. А. К задаче оптимального выбора в условиях интервально определенных цен.
10. Давыдов Д. В., Тарасов А. А. Потребительский выбор в условиях неопределенности: некоторые эксперименты // Тезисы докладов 28-й международной научной школы-семинара им. С. С. Шаталина. Нижний Новгород; Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. С. 170-172.
11. Иванов М. А., Скотникова И. Г. Проблема определения равенства-различия / Под ред. Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т Психологии РАН, 2004.
12. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
13. Мышкин И. Ю., Лебедев А. Н. Психофизиологический механизм субъективных оценок громкости звука // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985. С. 34-55.
14. Орловский С. А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981
15. Оше В. К. Роль оперативной памяти в решениях задач зрительной интерполяции линейных интервалов // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985. С. 125-138.
16. Скотникова И. Г. Субъективная психофизика: результаты исследований // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2. С. 121-131.
17. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.
18. Шарый С. П. Интервальные алгебраические задачи и их численное решение. Дисс. … докт. физ.-мат. наук. Новосибирск, 2000.
19. Anscombe F., Aumann R. A Definition of Subjective Probability // The Annals of Mathematical Statistics. 1963. No 34. P. 199-205.
20. Bilgic T. Interval-valued Preference Structures // European journal of operational research. 1998. Vol. 105, No 1. P. 162-183.
21. Fechner G. T. Elemente der Psychophysik. Leipzig: Breitkopf und Hartel. Bd. I. 1860; Bd. II. 1889.
22. Jastrow J. A Critique of Psychophysic Methods // American Journal of Psychology. 1888. Vol. 1. P. 271-309.
23. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: an Analysis of Decision under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47, No 2. P. 263-292.
24. Kyburg H. Interval-valued Probabilities. 1999. http://www.sipta.org/documentation/interval_prob/kyburg.pdf.
25. Lancaster K. A New Approach to Consumer Theory // Journal of Political Economy. 1966. Vol. 74, No 2. P. 132-157.
26. Maslow A. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. P. 370-396.
27. Müller G. Zur Grundlegung der Psychophysik. Berlin: T. Grieben, 1878.
28. Savage L. The Foundations of Statistics. N.Y.: Dover publications, 1954.
29. Shepherd W. G. On the Core Concepts of Industrial Economics // Mainstreams in Industrial Organization // Theory and International Aspects. Book I / H. W. de Jong, W. G. Shepherd (eds.). Dordrecht: Kluwer, 1986. P. 26-27.
30. Smith V. Experimental Methods in Economics. L.: Macmillan, 1989.
31. Varian H. Microeconomic analysis. N.Y. etc.: Norton, 1992.
Рецензия
Для цитирования:
Давыдов Д. Интервальное восприятие информации и экономическое поведение потребителя: методологические аспекты. Вопросы экономики. 2007;(12):60-70. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-12-60-70
For citation:
Davydov D. Interval Perception of Information and Consumer Behavior: Methodological Aspects. Voprosy Ekonomiki. 2007;(12):60-70. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-12-60-70