

Сильные стимулы и их возможная дисфункциональность в сфере государственного управления
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-28-45
Аннотация
В статье обсуждаются неоднозначные результаты использования ключевых показателей эффективности (key performance indicator — KPI) в сфере государственного управления. Теоретические исследования последних десятилетий коренным образом изменили представления о желательности задания сильных стимулов. Стимулирующие воздействия чреваты негативными контрактными экстерналиями, сопряженными с ослаблением усилий агента по реализации слабо измеримых, соответственно не вознаграждаемых задач, а также с «работой на показатель». Особенно сомнительным представляется применение сильных стимулов в сфере государственного управления, поскольку функцией государства в современной научной литературе обычно считается не столько формирование сильных стимулов, сколько их ослабление.
Ключевые слова
JEL: D02
Об авторах
Н. Б. ДзагуроваНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
Дзагурова Наталия Борисовна, к. э. н., доцент Департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Москва
М. Е. Агамирова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
Агамирова Мария Евгеньевна, старший преподаватель Департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Москва
Список литературы
1. Акерлоф Дж., Крэнтон Р. (2010). Экономика идентичности. Как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны. М.: Карьера Пресс.
2. Блок М. (1983). Апология истории, или Ремесло историка. Таллинн: Ээсти раамат.
3. Дзагурова Н. Б. (2006). Контрактный дизайн в условиях множественности задач, выполняемых агентом // Экономическая школа. Аналитическое приложение. № 3. С. 53—90.
4. Дзагурова Н. Б. (2012). Усиление стимулирующих воздействий при построении трудовых контрактов как рискованная институциональная трансплантация // Журнал институциональных исследований. Т. 4. № 4. С. 7—21.
5. Дзагурова Н. Б. (2013). Ошибки I и II рода в регулировании вертикальных ограничивающих соглашений // Современная конкуренция. Т. 42. № 6. С. 33—47.
6. Друкер П. (2003). Практика менеджмента. М.: Вильямс.
7. Каплан Р., Нортон Д. (2003). Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес.
8. Тамбовцев В. Л. (2018). О научной обоснованности научной политики в РФ // Вопросы экономики. № 2. С. 5—32. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-2-5-32
9. Acemoglu D., Kremer M., Mian A. (2008). Incentives in markets, firms and governments. Journal of Law, Economics, and Organization, Vol. 24, No. 2, pp. 273—306. https://doi.org/10.1093/jleo/ewm055
10. Akerlof G., Kranton R. (2000). Economics and identity. Quarterly Journal of Economics, Vol. 115, No. 3, pp. 715—753. https://doi.org/10.1162/003355300554881
11. Akerlof G., Kranton R. (2005). Identity and the economics of organizations. Journal of Economic Perspectives, Vol. 19, No. 1, pp. 9—32. https://doi.org/10.1257/0895330053147930
12. Baker G. P. (2000). The use of performance measures in incentive contracting. American Economic Review, Vol. 90, No. 2, pp. 415—420. https://doi.org/10.1257/aer.90.2.415
13. Baker G. P. (2002). Distortion and risk in optimal incentive contracts. Journal of Human Resources, Vol. 37, No. 4, pp. 728—751. https://doi.org/10.2307/3069615
14. Baker G.P., Jorgensen B. (2003). Volatility, noise, and incentives. Unpublished manuscript, Harvard University, Boston. http://www.bristol.ac.uk/media-library/sites/cmpo/migrated/documents/baker.pdf
15. Benabou R., Tirole J. (2003). Intrinsic and extrinsic motivation. Review of Economic Studies, Vol. 70, No. 3, pp. 489—520. https://doi.org/10.1111/1467-937X.00253
16. Dixit A. (2002). Incentives and organizations in the public sector: An interpretative review. Journal of Human Resources, Vol. 37, No. 4, pp. 696—727. https://doi.org/10.2307/3069614
17. Erkal N., Gangadharan L., Koh B. H. (2018). Monetary and non-monetary incentives in real-effort tournaments. European Economic Review, Vol. 101, No. C, pp. 528—545. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2017.10.021
18. Frey B. S., Jegen R. (2001). Motivation crowding theory: A survey of empirical evidence. Journal of Economic Surveys, Vol. 15, No. 5, pp. 589—611. https://doi.org/10.1111/1467-6419.00150
19. Frey B. S. (2003). Publishing as prostitution? Choosing between one’s own ideas and academic success. Public Choice, Vol. 116, No. 1—2, pp. 205—223. https://doi.org/10.1023/A:1024208701874
20. Hall B. J. (2003). Six challenges in designing equity-based pay. Journal of Applied Corporate Finance, Vol. 15, No. 3, pp. 21—33. https://doi.org/10.1111/j.1745-6622.2003.tb00458.x
21. Holmström В., Milgrom P. (1991). Multitask principalagent analyses: Incentive contracts, asset ownership, and job design. Journal of Law, Economics, and Organization, Vol. 7, Special issue, pp. 24—52. https://doi.org/10.1093/jleo/7.special_issue.24
22. Holmström В., Milgrom P. (1994). The firm as an incentive system. American Economic Review, Vol. 84, No. 4, pp. 972—991.
23. Holmström B. (1999). The firm as a sub-economy. Journal of Law, Economics, and Organization, Vol. 15, No. 1, pp. 74—102. https://doi.org/10.1093/jleo/15.1.74
24. Gibbons R. (2005). Incentives between firms (and within). Management Science, Vol. 51, No. 1, pp. 2—17. https://doi.org/10.1287/mnsc.1040.0229
25. Kerr S. (1975). On the folly of rewarding A, while hoping for B. The Academy of Management Journal, Vol. 8, No. 4, pp. 769—783. https://doi.org/10.5465/255378
26. Kerr S. (1995). On the folly of rewarding A, while hoping for B. The Academy of Management Executive, Vol. 9, No. 1, pp. 7—14. https://doi.org/10.5465/ame.1995.9503133466
27. Kreps D. (1997). Intrinsic motivation and extrinsic incentives. American Economic Review, Vol. 87, No. 2, pp. 359—364.
28. Lazear E. (2000). The power of incentives. American Economic Review, Vol. 90, No. 2, pp. 410—414. https://doi.org/10.1257/aer.90.2.410
29. Lepper M. R., Henderlong J. (2000). Turning “play” into “work” and “work” into “play”: 25 years of research on intrinsic versus extrinsic motivation. In: C. Sansone, J. M. Harackiewicz (еds.). Intrinsic and extrinsic motivation: The search for optimal motivation and performance. San Diego, CA: Academic Press, pp. 257—307.
30. Lindbeck A., Snower D. J. (2000). Multi-task learning and the reorganization of work: From Tayloristic to holistic organization. Journal of Labor Economics, No. 18, pp. 353—376. https://doi.org/10.1086/209962
31. Lindbeck A., Snower D. J. (2001). Centralized bargaining and reorganized work: Are they compatible? European Economic Review, Vol. 45, No. 10, pp. 1458—1471. https://doi.org/10.1016/S0014-2921(01)00086-1
32. Lindbeck A., Snower D. J. (2004). The firm as a pool of factor complementarities. CEPR Discussion Paper, No. 4242.
33. Maisel L. S. (1992). Performance measurement: The balanced scorecard approach. Journal of Cost Management, Vol. 6, No. 2, pp. 47—52.
34. Neckermann S., Cueni R., Frey B. S. (2014). Awards at work. Labour Economics, Vol. 31, pp. 205—217. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2014.04.002
35. Parmenter D. (2012). Key performance indicators: Developing, implementing, and using winning KPIs, 2 nd ed. Hoboken, NJ: Wiley.
36. Van den Steen E. (2006). Too motivated? MIT Sloan Working Paper, No. 4547-05 https://doi.org/10.2139/ssrn.746765
37. Weibel A., Wiemann M., Osterloh M. (2014). A behavioral economics perspective on the overjustification effect: Crowding-in and crowding-out of intrinsic motivation. Oxford: Oxford University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Дзагурова Н.Б., Агамирова М.Е. Сильные стимулы и их возможная дисфункциональность в сфере государственного управления. Вопросы экономики. 2020;(3):28-45. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-28-45
For citation:
Dzagurova N.B., Agamirova M.E. High-powered incentives and their possible dysfunctionality in public administration. Voprosy Ekonomiki. 2020;(3):28-45. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-3-28-45