

Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140
Аннотация
В статье представлены результаты исследования задач трансформации университетов как источника-интегратора-транслятора новых знаний и технологий в условиях цифровых преобразований в экономике. Показано, что со временная стадия научно-технического прогресса не противоречит концепции длинных циклов Кондратьева, но имеет свои особенности. Выдвинута гипотеза о существенном влиянии университетов на формирование повышательной волны длинных циклов, подтвержденная на продолжительном историческом периоде. Проанализированы современные ключевые аспекты взаимодействия высшего образования и экономики в целом с учетом двойной проблематики: опережающей подготовки кадров и запаздывающего обобщения университетами фактических преобразований экономики. Представлено видение миссии классического (обеспечение цифровой грамотности в обществе ) и технического университета (формирование базовой профессиональной компетенции современного инженера и исследователя). Сформулированы рекомендации о необходимости платформенных решений в организации взаимодействия в сфере образования, об изменении моделей деятельности университетов с учетом развития EduTech.
Ключевые слова
JEL: I20; I23; I28
Об авторах
П. И. КасаткинРоссия
Касаткин Петр Игоревич, д. филос. н., доцент, проф. кафедры мировых политических процессов, начальник Управления научной политики
Москва
Ю. А. Ковальчук
Россия
Ковальчук Юлия Александровна, д. э. н., проф., вед. н. с. кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО МИД России; проф. МАИ
Москва
И. М. Степнов
Россия
Степнов Игорь Михайлович, д. э. н., проф., вед. н. с. кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО МИД России, завкафедрой управления активами МГИМО МИД России, проф. Финансового университета при Правительстве РФ
Москва
Список литературы
1. Аверьянов М. А., Евтушенко С. Н., Кочеткова Е. Ю. (2016). Цифровое общество : новые вызовы // Экономические стратегии. № 7 (141). C. 90—91.
2. Берталанфи Л. фон (1969). Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс. С. 23—82.
3. Бронников И. А., Прилепина М. А. (2014). Бизнес-инкубатор как инструмент развития бизнеса и поиска инноваций // Вестник Университета (Государственный университет управления). № 16. С. 218—224.
4. Кондратьев Н. Д. (1989). Проблемы экономической динамики. М.: Экономика.
5. Краюхин Г. А. (1974). Эффективность комплексной автоматизации производства в машиностроении. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние.
6. Медоуз Д. (2011). Азбука системного мышления. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
7. Романович М. А. (2013). Технопарк как инструмент стимулирования иннова ционной деятельности на базе высших учебных заведений // Научные труды SWorld. Т. 31, № 2. С. 40—45.
8. Сагынбекова А. С. (2018). Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Теория. Практика. Инновации. № 4. С. 255—267.
9. Степнов И. М. (2018). Цифровой стратегический менеджмент как ключевой фактор научнотехнологического прорыва // Экономика и управление в машиностроении . № 3 (57). С. 59—61.
10. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. (2008). Современный взгляд на развитие промышленного предприятия на основе исследования противоречий между конкурентным и компетентностным подходами // Научные труды Вольного экономичес кого общества России. Т. 103. С. 341—351.
11. Торкунов А. В. (2017). Российские вузы в процессе интернационализации. Вызовы и приоритеты // Международные процессы. Т. 15, № 1. С. 6—12. https://doi.org/10.17994/it.2017.15.1.48.2
12. Юдина Т. Н. (2016). Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика . № 3. C. 12—16.
13. Azeiteiro U. M., Filho W. L., Caeiro S. (2014). E-learning and education for sustainability. Frankfurt am Main: Peter Lang.
14. Barrow С. (2001). Incubators: A realist’s guide to the world’s new business accelerators. Chichester; New York: John Wiley & Sons.
15. Bulfin S., Johnson N., Bigum C. (2015). Critical perspectives on technology and education. New York: Palgrave Macmillan.
16. CB Insights (2016). Held back: Ed Tech investment stays flat through Q3’16. https://www.cbinsights.com/research/ed-tech-quarterly-funding-trends-q316
17. CB Insights (2017). Ed tech deals on the rebound. https://www.cbinsights.com/research/ed-tech-startup-funding-deals-dollars/#head1
18. Constantinides P., Henfridsson O., Parkerb G. (2018). Platforms and infrastructures in the digital age. Information Systems Research, Vol. 29, No. 2, pp. 381—400. https://doi.org/10.1287/isre.2018.0794
19. EY (2017). EY FinTech Adoption Index 2017: The rapid emergence of FinTech. https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-fintech-adoption-index-2017/$FILE/ey-fintech-adoption-index-2017.pdf
20. Hochschulforum Digitalisierung (2016). Discussion Paper: 20 theses on digital teaching and learning in higher education (Working Paper No. 18). Berlin: Hochschul forum Digitalisierung.
21. HolonIQ (2019). $3.5B of global capital EdTech venture capital for 1H 2019. https://www.holoniq.com/notes/400-global-edtech-vc-deals-in-1h-2019-worth-3.5b/
22. Ikehata К. (1982). Industrial robots: Their increasing use and impact. Тokyo: Foreign Press Center/Japan.
23. KPMG Enterprise (2017). The pulse of FinTech Q4-2016. Global analysis of investment in fintech. https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/02/pulse-of-fintech-q4-2016.pdf
24. KPMG Enterprise (2018). The pulse of FinTech Q4-2017. Global analysis of investment in fintech. https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/02/pulse_of_fintech_q4_2017.pdf
25. KPMG Enterprise (2019). The pulse of FinTech 2018. Biannual global analysis of investment in fintech. https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2019/02/the-pulse-of-fintech-2018.pdf
26. Paus E. (2018). Confronting dystopia: The new technological revolution and the future of work. Ithaca: ILR Press, an imprint of Cornell University Press.
27. Prahalad C. K., Ramaswamy V. (2004). The future of competition: Co-creating unique value with customers. Cambridge, MA: Harvard Business School Press.
28. Schiller D. (1999). Digital capitalism: Networking the global market system. Cambridge, MA: MIT Press.
Рецензия
Для цитирования:
Касаткин П.И., Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева. Вопросы экономики. 2019;(12):123-140. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140
For citation:
Kasatkin P.I., Kovalchuk J.A., Stepnov I.M. The modern universities role in the formation of the digital wave of Kondratiev’s long cycles. Voprosy Ekonomiki. 2019;(12):123-140. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140