

Эффективность государственных инвестиций и выводы для денежно-кредитной политики в России
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-9-22-39
Аннотация
В статье изучаются последствия для роста ВВП и денежно-кредитной политики мер по повышению нормы инвестиций в РФ с 21 до 25% ВВП на пятилетнем горизонте. Анализ проводится с помощью эконометрической модели общего равновесия, отражающей ключевые характеристики экономики России. Последовательное движение к цели предполагает добавление за пять лет около 14 п. п. ВВП государственных и/или частных инвестиций по сравнению со сценарием, где норма инвестиций не меняется. Наиболее эффективно с точки зрения стимулирования роста ВВП увеличивать частные инвестиции. Среди источников финансирования государственных инвестиций наибольший прирост ВВП обеспечивает использование средств ФНБ, но данный вариант наиболее проинфляционный. При минимизации инфляционных рисков центральным банком экономика окажется в равновесии с более высокими процентными ставками для частного сектора. Низкая эффективность госинвестиций значительно сужает возможности центрального банка поддерживать ценовую стабильность. Это налагает дополнительную ответственность на правительство при отборе инвестиций и реализации программы в целом.
Ключевые слова
JEL: C30; E63; H54; O40
Об авторах
С. А. ВласовРоссия
Власов Сергей Алексеевич, начальник отдела макроэкономического анализа и прогнозирования Департамента исследований и прогнозирования Банка России
Москва
А. А. Синяков
Россия
Синяков Андрей Александрович, замдиректора Департамента исследований и прогнозирования Банка России
Москва
Список литературы
1. Абрамов А., Радыгин А., Чернова М. (2016). Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике // Вопросы экономики. № 12. С. 61—87. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-12-61-87
2. Кудрин А., Кнобель А. (2017). Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. № 10. С. 5—26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-10-5-26
3. Abiad A., Furceri D., Topalova P. (2015). The macroeconomic effects of public investment: Evidence from advanced economies. IMF Working Paper, No. 95. https://doi.org/10.5089/9781475578874.001
4. Angelini E., Bokan N., Christoffel K. P., Ciccarelli M., Zimic S. (2019). Introducing ECB-BASE: The blueprint of the new ECB semi-structural model for the euro area. ECB Working Paper Series, No. 2315.
5. Bulligan G., Busetti F., Caivano M., Cova P., Fantino D., Locarno A., Rodano M. L. (2017). The Bank of Italy econometric model: An update of the main equations and model elasticities. Bank of Italy Working Paper, No. 1130. https://doi.org/10.2139/ssrn.3040651
6. Bundesbank (2000). Macroeconometric multicountry model: MEMMOD. Frankfurt am Main: Deutsche Bundesbank.
7. Cavalcanti C. B., Marrero G. A., Minh Le T. (2014). Measuring the impact of debtfinanced public investment. World Bank Policy Research Working Paper, No. 6766. https://doi.org/10.1596/1813-9450-6766
8. Cerra V., Fatás A., Saxena S. (2020). The persistence of a COVID-induced global recession. VoxEU.org, May 14. https://voxeu.org/article/persistence-covid-induced-global-recession
9. Coenen G., Kilponen J., Trabandt M. (2010). When does fiscal stimulus work? ECB Research Bulletin, No. 10.
10. De Jong J., Ferdinandusse M., Funda J., Vetlov I. (2017). The effect of public investment in Europe: A model-based assessment. ECB Working Paper Series, No. 2021. https://doi.org/10.2866/139475
11. Farhi E., Werning I. (2016). Fiscal multipliers: Liquidity traps and currency unions. In: J. B. Taylor, H. Uhlig (eds.). Handbook of macroeconomics, Vol. 2. Elsevier, pp. 2417—2492. https://doi.org/10.1016/bs.hesmac.2016.06.006
12. Fujiwara I., Hara N., Hirose Y., Teranishi Y. (2005). The Japanese economic model (JEM). Monetary and Economic Studies, Vol. 23, No. 2, pp. 61—142.
13. Hemming R., Kell M., Mahfouz S. (2002). The effectiveness of fiscal policy in stimulating economic activity: A review of the literature. IMF Working Paper, No. 208.
14. Hirakata N., Kan K., Kanafuji A., Kido Y., Kishaba Y., Murakoshi T., Shinohara T. (2019). The quarterly Japanese economic model (Q-JEM). Bank of Japan Working Paper Series, No. 19-E-7.
15. Ilzetzki E. (2011). Fiscal policy and debt dynamics in developing countries. World Bank Policy Research Working Papers, No. 5666. https://doi.org/10.1596/1813-9450-5666
16. Ilzetzki E., Mendoza E. G., Végh C. A. (2013). How big (small?) are fiscal multipliers? Journal of Monetary Economics, Vol. 60, pp. 239—254. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2012.10.011
17. Jordа Т., Singh S. R., Taylor A. M. (2020). The long-run effects of monetary policy. Federal Reserve Bank of San Francisco Working Paper, No. 2020-01. https://doi.org/10.24148/wp2020-01
18. Papaioannou S. (2016). Public investment multipliers in EU countries: Does the efficiency of public sector matter? CEPR Discussion papers, No. 150. https://doi.org/10.2139/ssrn.2755247
19. Portes J. (2020). The lasting scars of the Covid-19 crisis: Channels and impacts. VoxEU. org, June 1. https://voxeu.org/article/lasting-scars-covid-19-crisis
20. Ramey V. A. (2016). Macroeconomic shocks and their propagation. In: J. B. Taylor, H. Uhlig (eds.). Handbook of macroeconomics, Vol. 2. Elsevier, pp. 71—162. https://doi.org/10.1016/bs.hesmac.2016.03.003
Рецензия
Для цитирования:
Власов С.А., Синяков А.А. Эффективность государственных инвестиций и выводы для денежно-кредитной политики в России. Вопросы экономики. 2020;(9):22-39. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-9-22-39
For citation:
Vlasov S.A., Sinyakov A.A. Public investment efficiency and monetary policy consequences: The case of investment ratio enhancing policy in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2020;(9):22-39. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-9-22-39