

Применение контент-анализа в экономических науках: обзор текущего состояния дел и перспектив
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-79-95
Аннотация
В статье обсуждается статус количественных и качественных данных в экономических науках, а также методы их преобразования в информацию и знание. Особое внимание уделено контент-анализу как совокупности методов агрегирования, обработки и анализа качественных данных, его формам (качественному, количественному и с использованием смешанных методов), а также вариантам использования контент-анализа экономистами. Контентанализ представляет особый интерес для неортодоксальных экономистов, так как они не признают за ценой статуса единственного носителя информации. На основе контент-анализа метаданных статей, включенных в базы данных Web of Science и eLibrary, сделан вывод о недостаточном знании российскими экономистами принципов контент-анализа. Изменение ситуации связывается с развитием онлайн-платформ для контент-анализа и создаваемых на их основе банков качественных данных.
Ключевые слова
JEL: B12, B13, B41, B5, C80
Об авторе
А. Н. ОлейникРоссия
Олейник Антон Николаевич, д. э. н., Ph.D., в. н. с.; профессор
Москва
Список литературы
1. Аверьянов Л. Я. (2009). Контент-анализ. Учебное пособие. М.: Кнорус.
2. Алексеев А. Н. (ред.) (1970). Проблемы контент-анализа в социологии: Материалы Сибирского социологического семинара. Новосибирск: Институт истории, филологии и философии СО АН СССР.
3. Алексеев А. Н. (1973). Контент-анализ в социологии и точки соприкосновения с другими отраслями знания // Здравомыслов А. Г. (отв. ред.). Методологические и методические проблемы контент-анализа (тезисы докладов рабочего совещания социологов). Вып. 1. М.; Л.: Институт социологических исследований. С. 11— 18.
4. Волынский А. И., Круглова М. С., Рожков П. В., Рубинштейн А. А. (2018). Законодательные механизмы в РФ как инструмент институционального дизайна: на материалах анализа количественных данных базы Lawstream.ru // Вопросы теоретической экономики. № 2. С. 91—100.
5. Гильтман М. А., Обухович Н. В., Токарева О. Е. (2019). Активная и пассивная политика на российском рынке труда: централизация или регионализация? // Вопросы экономики. № 6. С. 79—98. [https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-6-79-98
6. Дегтерев Д., Василюк И., Баум В. (2018). Параметры многовекторности внешней политики стран СНГ: прикладной анализ // Мировая экономика и международные отношения. Т. 62, № 1. С. 63—75. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-63-75
7. Демьяненко А. Н., Изотов Д. А., Демьяненко Н. А., Украинский В. Н. (2011). «Кластеры», «ТПК», «полюса роста» в российских научных журналах // Пространственная экономика. № 1. С. 93—106. https://doi.org/10.14530/se.2011.1.093-106
8. Здравомыслов А. Г. (1973). Предисловие // Здравомыслов А. Г. (отв. ред.). Методологические и методические проблемы контент-анализа (тезисы докладов рабочего совещания социологов). Вып. 1. М.; Л.: Институт социологических исследований. С. 8—17.
9. Ефимов В. М. (2016). Экономическая наука под вопросом: иные методология, история и исследовательские практики. М.: ИНФРА-М.
10. Каз Е. М. (2013). Качественные и количественные методы в исследовании мотивации персонала // Вестник Томского государственного университета. Экономика. № 2. С. 97—101.
11. Кейнс Дж. М. (1993). Общая теория занятости, процента и денег // Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.: Экономика. С. 224—518.
12. Кельчевская Н. Р., Черненко И. М., Попова Е. В. (2017). Влияние корпоративной социальной ответственности на инвестиционную привлекательность российских компаний // Экономика региона. Т. 13, Вып. 1. С. 157—169. https://doi.org/10.17059/2017-1-15
13. Ковалев А. В. (2019). Дебаты Кейнса и Хайека: переосмысление в свете современной макроэкономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. Т. 35, Вып. 2. С. 283—308. https:// doi.org/10.21638/spbu05.2019.206
14. Ковалев А. В. (2020). К оценке теоретической эволюции Менгера, или Сюжет о «четырех Менгерах» // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1. С. 44—63.] https://doi.org/10.31737/2221-2264-2020-45-1-2
15. Коноплев Д. Э. (2020). Асимметрия информационных волн в экономическом мышлении: опыт финансовых кризисов // Вопросы экономики. № 1. C. 111—126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-1-111-126
16. Кузнецова Н. В., Тимофеева А. Ю. (2016). Проблемы и инструментарий выявления угроз кадровой безопасности региона // Экономика региона. Т. 12, Вып. 4. С. 1123—1134. https://doi.org/10.17059/2016-4-14
17. Леонтьев Д. А. (2000). Тематический апперцептивный тест. 2-е изд. М.: Смысл.
18. Маркс К. (1985). Капитал. Т. 1. М.: Издательство политической литературы.
19. Мельникова А. С. (2016). Современные методологические подходы к организации мониторинга трудовой миграции и ее влияние на социально-экономические и демографические параметры территориального развития // Фундаментальные исследования. № 10. C. 627—631.
20. Менгер К. (2005). Основания политической экономии // Менгер К. Избранные работы. М.: Территория будущего
21. Олейник А. Н. (2000). Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: Инфра-М.
22. Олейник А. Н. (2009). Триангуляция в контент-анализе: вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социологические исследования. № 2. С. 65—79.
23. Платонов О. А. (сост.) (1995). Экономика русской цивилизации. М.: Родник.
24. Смит А. (2016). Исследование о природе и причинах богатства народов. 2-е изд. М.: Эксмо.
25. Стрельцова Е. (2014). Патентная активность в сфере биотехнологий // Форсайт. Т. 8, № 1. С. 52—65. https://doi.org/10.17323/1995- 459x.2014.1.52.65
26. Тамбовцев В. Л. (2020). Нарративный анализ в экономической теории как восхождение к сложности // Вопросы экономики. № 4. C. 5—30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-4-5-30
27. Таршис Е. Я. (2013). Контент-анализ: принципы методологии. Программы исследования. Москва: URSS; Либроком.
28. Тевено Л. (1997). Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики. № 10. С. 69—84.
29. Тевено Л. (2001). Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие? // Экономическая социология. № 2. С. 88—122. https://doi.org/ 10.17323/1726-3247-2001-1-88-122
30. Файбусович В. Л. (1973). Из опыта сопоставления данных контент-анализа и опроса // Здравомыслов А. Г. (отв. ред.). Методологические и методические проблемы контент-анализа (тезисы докладов рабочего совещания социологов). Вып. 2. М.; Л.: Институт социологических исследований. C. 46—51.
31. Цветков В. А., Шутьков А. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. (2017). Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансы: теория и практика. Т. 21, № 6. С. 34—49. https:// doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-6-34-49
32. Шалак В. И. (2004). Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л.
33. Черняк Л. С. (2011). Большие данные — новая теория и практика // Открытые системы. СУБД. № 10. С. 18—25
34. Эггертссон Т. (2001). Экономическое поведение и институты. М.: Дело.
35. Ядов В. А. (1995). Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет
36. Яковлева К. (2010). Оценка экономической активности на основе текстового анализа // Серия докладов об экономических исследованиях. М.: Банк России.
37. Arendt M., Bigelow B. (2000). Presenting structural innovation in an institutional environment: Hospitals’ use of impression management. Administrative Science Quarterly, Vol. 45, No. 3, pp. 494—522. https://doi.org/10.2307/2667107
38. Bernard R. H. (2013). Social research methods: Qualitative and quantitative approaches, 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage.
39. Bollen J., Mao H., Zeng X. (2011). Twitter mood predicts the stock market. Journal of Computational Science, Vol. 2, No. 1, pp. 1—8. https://doi.org/10.1016/ j.jocs.2010.12.007
40. Boltanski L., Thévenot L. (1991). De la justification: Les économies de la grandeur. Paris: Gallimard.
41. Copeland M. (1951). Institutional economics and model analysis. American Economic Review, Vol. 41, No. 2, рр. 56—65.
42. DiMaggio P., Nag M., Blei D. (2013). Exploiting affinities between topic modelling and the sociological perspective on culture: Application to newspaper coverage of US government arts funding. Poetics, Vol. 41, No. 6, pp. 570—606. https:// doi.org/10.1016/j.poetic.2013.08.004
43. Hodgson G. M. (2011). The eclipse of the uncertainty concept in mainstream economics. Journal of Economic Issues, Vol. 45, No. 1, pp. 159—176. https://doi.org/ 10.2753/JEI0021-3624450109
44. Khan F. H., Qamar U., Bashir S. (2017). A semi-supervised approach to sentiment analysis using revised sentiment strength based on SentiWordNet. Knowledge and Information Systems, Vol. 51, No. 3, pp. 851—872. https://doi.org/10.1007/ s10115-016-0993-1
45. Krippendorff K. (2004). Content analysis: An introduction to its methodology, 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage.
46. Lawson T. (2006). The nature of heterodox economics. Cambridge Journal of Economics, Vol. 30, No. 4, рр. 483—505. https://doi.org/10.1093/cje/bei093
47. Lawson T. (2013). What is this “school” called neoclassical economics? Cambridge Journal of Economics, Vol. 37, No. 5, рр. 947—983. https://doi.org/10.1093/ cje/bet027
48. North D. C. (1981). Structure and change in economic history. New York: Norton.
49. Ravi K., Ravi V. (2015). A survey on opinion mining and sentiment analysis: Tasks, approaches and applications. Knowledge-Based Systems, Vol. 89, pp. 14—46. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2015.06.015
50. Skalická Dušátková M., Zinecker M., Meluzín T. (2017). Institutional determinants of private equity market in Czech Republic. Economics and Sociology, Vol. 10, No. 4, рр. 83—98. https://doi.org/10.14254/2071-789X.2017/10-4/7
51. Thorsrud A. (2016). Words are the new numbers: A newsy coincident index of business cycles. Norges Bank Working Paper, No. 21/2016. https://doi.org/10.2139/ ssrn.2901452
52. Yefimov V. (2003). Economie institutionnelle des transformations agraires en Russie. Paris: L’Harmattan.
53. Witten I. H., Frank E., Hall M. A., Pal C. J. (2017). Data mining: Practical machine learning tools and techniques, 4th ed. Cambridge, MA: Morgan Kaufmann.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Олейник А.Н. Применение контент-анализа в экономических науках: обзор текущего состояния дел и перспектив. Вопросы экономики. 2021;(4):79-95. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-79-95
For citation:
Oleinik A.N. Uses of content analysis in economic sciences: An overview of the current situation and prospects. Voprosy Ekonomiki. 2021;(4):79-95. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-79-95