РЕСУРСНАЯ РЕНТА И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В работе представлены детальные оценки нефтегазовой ренты за 1999-2009 гг. Впервые оцениваются размер, источники и использование скрытой природной ренты - той ее части, которая не включается в цену продукции, а идет на субсидирование производителей либо потребителей и другие цели. Показано, что эта часть ренты составляла в рассматриваемый период от 8 до 17% ВВП. Наибольшие потери нефтегазовой ренты связаны, во-первых, с субсидированием внутренних потребителей природного газа и, во-вторых, со снижением добавленной стоимости в процессе переработки нефти. Показано, что условием консервации технологической отсталости нефтепереработки была проводимая государством политика мягких бюджетных ограничений (по сути, компенсации отрасли слабых результатов ее деятельности с помощью налоговых стимулов). На примере нефтепереработки и газовой отрасли делается вывод, что мягкие бюджетные ограничения (особенно в сочетании с монопольным положением на рынке) представляют собой одно из главных препятствий на пути модернизации российской экономики.
Сокращение доступных запасов природного ресурса может стать стимулом развития новых технологий, которые позволяют использовать его более эффективно или заместить в процессе производства другим ресурсом. В статье рассматривается случай Израиля, испытывавшего дефицит пресной воды. Ее доступные ежегодные объемы есть величина если не случайная, то по крайне мере труднопредсказуемая. Кроме того, применить к ней ценовые механизмы, которые могли бы резко ограничить ее расходование, нельзя в силу политических и социальных причин. Поэтому правительство Израиля предприняло целый ряд мер, которые, задействовав уже к тому времени широко используемый и наращиваемый интеллектуальный капитал, заставили частные фирмы вести разработки в сфере повышения эффективности водопользования и производства пресной воды. Таким образом, в Израиле идет процесс эффективного замещения дефицитного природного ресурса недефицитным интеллектуальным, который по мере его использования только наращивается.
В статье обсуждается понятие «успешность» применительно к инновационной деятельности и ее результативности. Определено количество инновационных проектов, способных последовательно преодолевать стадии инновационного процесса для достижения ожидаемого результата. Представлены результаты эмпирического исследования успешных и неудачных проектов лидирующих инновационных компаний России в различных отраслях, выявлены факторы, оказывающие решающее влияние на успешность разработки новых промышленных продуктов. Установлены ключевые факторы успешности инноваций в российских компаниях различного размера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Автор указывает на недостатки современных учебников по экономической теории и описывает вклад в нее главного представителя австрийской школы второй половины XX в. Людвига фон Мизеса и влияние его труда «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории» на развитие экономической науки. Автор также излагает методику преподавания экономической теории на основе «Человеческой деятельности», опробованную им в Мадридском университете Комплутенсе.
СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Проблема возникновения институтов исследуется в статье с позиций методологического индивидуализма. Особое внимание уделено ситуации спонтанного возникновения института, для которой предложена схема «ожидание (прогноз) - нарушение ожидания - фрустрация - агрессия (наказание нарушителя)». Анализируются также ситуации создания институтов в соответствии с добровольной договоренностью и путем принудительного введения. Показано, что во всех этих ситуациях возникновение институтов можно объяснить на основе принципа методологического индивидуализма.
В статье определяются количественные параметры действующей в России модели институциональных изменений и анализируется ее динамика за период 1994-2009 гг. Модель институциональных изменений представлена, во-первых, группой социальных акторов, наделенных правом законодательной инициативы (президент, правительство, депутаты Федерального Собрания, региональные законодательные органы, суды), во-вторых, параметрами трансакционных издержек (сроки прохождения внесенных ими законов). Исследования проводились на основе специально созданной базы данных LAWSTREAM.RU в формате Microsoft Access 2003.
Деятельность российских товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволяет оценить способность российского общества к самоорганизации. Для оценки эффективности ТСЖ в статье применяется метод стохастической границы; разброс полученных оценок отражает наблюдаемые на практике успехи и неудачи ТСЖ. Установлено, что ТСЖ может составить привлекательную альтернативу муниципальному управлению жилым фондом лишь при наличии в сообществе жильцов достаточного запаса особой разновидности социального капитала - технической гражданской компетенции. Нехватка социального капитала и недостаточная конкуренция на рынке управляющих компаний препятствуют полноценной работе российских ТСЖ.