МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В статье отмечается, что кризис на локальном рынке - рынке субстандартного кредитования в США - вызвал нестабильность глобального финансового рынка. Результатом его стал повышенный спрос на ликвидность в рамках мировой финансовой системы. Российский банковский сектор оказался более устойчивым к негативным изменениям мировой конъюнктуры, чем банковские системы ряда других развивающихся рынков. В то же время можно ожидать, что произошедший кризис станет одним из факторов качественного изменения характера развития российского банковского сектора - перехода от фазы бурного к периоду более сбалансированного роста.
В статье на основе модели централизованно управляемой открытой экономики - чистого экспортера сырья проанализирован механизм изменения цен в условиях «голландской болезни». Исследованы особенности этого механизма при росте ресурса сырья или внешних цен на него. Если выполняются три принципа денежно-кредитной политики, тогда, во-первых, рост ресурса сырья при нулевом выпуске торгуемого продукта ведет к росту уровня цен и зарплаты; во-вторых, рост цен на сырье приводит к росту уровня цен и зарплаты при любом выпуске торгуемого продукта. Однако причиной инфляции является не сама «голландская болезнь», а негибкость цен, зарплаты и валютного курса. Уменьшить инфляцию можно, снижая налоги на зарплату или субсидируя ее за счет рентных доходов бюджета. Предложены рекомендации по использованию немонетарных методов борьбы с инфляцией в России.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ: ЧТО ДЕЛАТЬ
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства.
ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА
В работе анализируется проблема легитимации результатов приватизации, осуществленной в России в 1990-е годы, и дается критическая оценка разнообразных политических рецептов по ее решению. Автор выделяет два возможных типа нелегитимности собственности: «сфокусированный» и «размытый». Анализ показывает, что ситуация «размытой нелегитимности», сложившаяся в России, не является абсолютным препятствием для успешного экономического развития, а представляет собой институциональную родовую травму, которой не удалось избежать ни одной из постсоциалистических стран. Чтобы преодолеть ее, необходимы не разовые акты со стороны государства (вроде установления компенсационного налога), а постепенное приближение экономических отношений между крупными собственниками и остальными членами общества к принципам fair play.
В статье анализируются экономические последствия деятельности посредников, помогающих частным лицам выполнять установленные государством процедуры и требования. Традиционными преимуществами обращения к посредникам являются выгоды специализации и экономии на масштабе, однако если государственная служба поражена коррупцией, посредники позволяют сократить транcакционные издержки последней и в частности снизить риски разоблачения. Показано, что в таком случае присутствие посредников идет на пользу коррумпированой бюрократии, но может усугубить положение частного сектора. С использованием материалов опросов последних лет исследуется состояние посреднического сектора в России и приводятся свидетельства использования некоторыми посредниками в своей деятельности коррупционных методов. Рассматривается связь обращения к посредникам с дерегулированием экономики и административной реформой.
КОАЛИЦИИ ДЛЯ БУДУЩЕГО И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
В статье обсуждается место целей в стратегиях социально-экономического развития, проблемы выбора целевых показателей и обеспечения их достижения в системе государственного управления. Сформулированные положения конкретизируются для вероятных целей четырех стратегий: «Инерция», «Рантье», «Мобилизация» и «Модернизация». Для последней из них приводятся предложения по детальной структуре обеспечивающих целей.
В работе рассматриваются актуальные проблемы реформы бюджетного процесса. Авторы анализируют дискретные институциональные альтернативы бюджетирования: сметное и ориентированное на результат (БОР). В рамках последнего выделяются два варианта функционирования системы, которые характеризуются различной степенью адаптационной эффективности. В контексте данных вариантов выявлен ряд факторов, выступающих необходимым условием обеспечения работоспособности БОР. Перспективы реформы бюджетного процесса в плане формирования указанных факторов рассматриваются сквозь призму четырех стратегий развития: «Инерции», «Рантье», «Мобилизации» и «Модернизации».