ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Статья посвящена анализу ключевых вызовов, которые в настоящее время стоят перед глобальной экономикой, а также проявлению этих проблем в России. Речь идет об усилении этатизма и популизма, о нарастании социальной и политической поляризации, повышении роли национальной повестки по отношению к глобальной при торможении (но не сворачивании) глобализации, об усилении внимания к вопросам национальной безопасности, что непосредственно влияет на экономическую политику, а также о социально-экономических и политических последствиях распространения цифровых технологий, включая их влияние на рынок труда. Рассматриваются перспективы, характер и источники вероятного в будущем экономического кризиса, а также возможности отдельных мер антикризисной политики, включая вопросы «современной денежной теории» (modern monetary theory). На этой основе обсуждаются вопросы экономической политики современной России.
В статье обсуждаются неоднозначные результаты использования ключевых показателей эффективности (key performance indicator — KPI) в сфере государственного управления. Теоретические исследования последних десятилетий коренным образом изменили представления о желательности задания сильных стимулов. Стимулирующие воздействия чреваты негативными контрактными экстерналиями, сопряженными с ослаблением усилий агента по реализации слабо измеримых, соответственно не вознаграждаемых задач, а также с «работой на показатель». Особенно сомнительным представляется применение сильных стимулов в сфере государственного управления, поскольку функцией государства в современной научной литературе обычно считается не столько формирование сильных стимулов, сколько их ослабление.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматривается изменение приоритетов государственной поддержки для крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности на фоне кризисов 2008—2009 и 2014—2015 гг. На данных трех опросов, проведенных в 2009, 2014 и 2018 гг., с помощью logit-регрессий выделяются факторы получения предприятиями финансовой и организационной поддержки от государства на разных уровнях власти. Анализ показывает, что по сравнению с 2007—2008 гг. в 2012—2013 гг. в промышленности заметно сократилась доля фирм, получавших господдержку, при ее одновременной концентрации на предприятиях, имеющих лоббистский ресурс (участие государства в собственности и членство фирм в бизнес-ассоциациях). В 2016—2017 гг. масштабы господдержки начали восстанавливаться. При этом на всех властных уровнях поддержка оказывалась фирмам, которые осуществляли инвестиции и помогали властям в социальном развитии региона, а фактор участия государства в собственности стал незначимым. В статье предлагается возможное объяснение выявленных сдвигов в критериях предоставления господдержки.
В статье анализируются направленность и эффекты воздействия основных инструментов поддержки промышленных предприятий: прямого бюджетного финансирования, налоговых льгот, государственных институтов развития. На основе анализа эмпирических данных микроуровня рассматривается типовой «портрет» компании — получателя господдержки. Изучаются основные эффекты в деятельности таких компаний. Показано, что, с одной стороны, происходит реаллокация ресурсов к инновационно активным компаниям, компаниям-экспортерам. С другой стороны, отмечает ся ориентация господдержки на крупные компании, компании с государственным участием, компании, замкнутые на госсектор. Последнее может быть связано с меньшей инновационной активностью частных компаний (скорее всего, вследствие ухудшения бизнес-климата), а также с их осторожностью в использовании господдержки из-за возникающих при этом рисков. Выявлено, что все инструменты способствуют в той или иной степени росту выручки компаний, однако на региональном уровне поддержка больше связана с задачами стабилизации занятости и сохранения производства закупаемой государством продукции. Наиболее позитивные и целостные изменения происходят в компаниях, получивших поддержку государственных институтов развития. Налоговые стимулы выступают инструментом, открытым для «молодых» фирм и компаний, внедряющих новую для мира инновационную продукцию: в этом смысле они комплементарны другим инструментам и значимы для формирования целостной экосистемы.
Опрос руководителей 1716 промышленных компаний России, проведенный в 2018 г., показывает различия в оценках вероятности потерять собственность в результате рейдерского захвата. В статье проанализированы факторы, которые влияют на субъективный уровень защищенности от силового давления на бизнес. Показано, что крупные компании с политическими связями могут эффективно пользоваться судебным механизмом для защиты своих интересов. Небольшие компании без политических связей, избегающие участия в судах и достаточно незаметные, также чувствуют себя довольно защищенными. Наибольшие риски для себя видят компании, имеющие не удачный опыт участия в судебных разбирательствах. В качестве дополнительного механизма защиты они участвуют в работе деловых ассоциаций.
________________________
В статье рассматриваются условия, необходимые для ускорения роста производительности труда в России в ближайшей перспективе. Анализируется вклад малых и средних предприятий в динамику производительности труда. Показано, что для положительного эффекта важно не столько увеличить число малых и средних предприятий, сколько создать условия для их роста, во многом определяемые благоприятным деловым климатом. Ускорение роста производительности труда предполагает усиление перераспределения трудовых и капитальных ресурсов от неэффективных к эффективным предприятиям. В частности, необходимы условия, чтобы вновь входящие на рынок предприятия не консервировались в состоянии небольшой фирмы с низкой эффективностью, а могли активно расти, увеличиваясь в размерах и наращивая производительность труда. В то же время необходимо, чтобы предприятия, исчерпавшие потенциал развития, уходили с рынков, а их сотрудники переходили в быстрорастущие компании.
В статье сделана попытка проанализировать долговой кризис в Португалии — как важнейший компонент Великой рецессии в этой стране — при помощи гипотезы финансовой хрупкости, разработанной Х. Мински. Исследуется выборка из 42 ведущих португальских нефинансовых частных компаний и применявшиеся этими компаниями режимы финансирования в 2001—2017 гг. Показано, что до и в разгар Великой рецессии доля фирм с хеджевым режимом финансирования уменьшалась, а с хрупкими режимами финансирования — увеличивалась. Особое внимание уделено тому, как португальские власти применяли политику строгой экономии для борьбы с долговым кризисом и как впоследствии отошли от принципов этой политики. Показано, что именно после отхода от доктрины строгой экономии португальским нефинансовым частным фирмам удалось в значительной мере стать менее финансово хрупкими.
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ
В работе датского социолога У. Бьерга рассматриваются вопросы, связанные с сущностью и происхождением денег, их ролью в современном обществе и экономике. Автор полагает, что ортодоксальные экономисты до сих пор не предложили универсальную теорию денег, и делает вывод о необходимости использовать другие методологические подходы, которые позволят определить, что представляют собой деньги. Бьерг ставит перед собой цель сформулировать оригинальную философскую теорию денег, с помощью которой он предполагает решить многочисленные проблемы денежной теории. Рецензируемое произведение обладает большим креативным потенциалом, мотивирующим исследователей использовать предложенный автором философский подход для познания денег как экономического феномена.
Какова ключевая движущая сила развития денежно-кредитных систем в длительной исторической ретроспективе? Основываясь на обширном историко-экономическом материале и результатах современных исследований, С. А. Андрюшин показывает в своей монографии, что таковой выступает противоборство тенденций к их централизации и децентрализации. В статье рассмотрены аргументы за и против данной точки зрения. В частности, вы двигается тезис о том, что обе тенденции необходимо изучать в контексте сопутствующих политико-экономических факторов и институциональной среды. Поэтому ни централизованные, ни децентрализованные денежно-кредитные системы сами по себе не гарантируют финансовую стабильность и оптимальность монетарной политики, и движение к децентрализации посредством внедрения цифровых валют вряд ли можно считать достаточным для исправления «провалов» современной денежно-кредитной системы.
В книге О. В. Буториной проводится скрупулезный анализ предпосылок становления Европейского валютно-экономического союза, подробно описывается хронология событий, перечисляются факторы развития валютного сотрудничества в регионе и строятся прогнозы о будущем блока. В настоящей статье признается фундаментальность и глубина исследования Буториной и отмечается, что некоторые исторические сюжеты, описанные в книге, могут быть представлены как самостоятельные кейсы для включения в лекционные курсы, в том числе не связанные с международной валютной тематикой. Особый интерес читателя вызовут рассуждения и поиск ответов на вопрос о том, зачем европейцам была нужна валютная интеграция. Безусловно, столь масштабный труд не может не содержать спорных, дискуссионных утверждений.