Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 10 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

5-27 1723
Аннотация

Проблема эффективности региональных налоговых расходов актуальна в сфере фискальной политики и федерализма в России. Большая налоговая самостоятельность позволяет субъектам Федерации проводить более активную налоговую политику для привлечения новых инвестиций. Действующие полномочия субъектов РФ в области налоговой политики нельзя назвать широкими, однако даже существующими налоговыми инструментами пользуются не все регионы. Среди тех, кто ими пользуется, лишь некоторые предоставляют льготы для стимулирования инвесторов. Многие региональные преференции фактически направлены на поддержку компаний, позиции которых в регионе уже сильны, и вопрос о целесообразности таких льгот остается открытым. В то же время агрессивная налоговая конкуренция за инвесторов может быть расточительной для субфедеральных бюджетов. В данной работе на основе доступной налоговой статистики для каждого субъекта РФ рассчитаны показатели глубины и охвата предоставленных на уровне регионов налоговых льгот. По результатам анализа можно определить, чем обусловлена повышенная активность по предоставлению льгот: федеральной региональной политикой, налоговой конкуренцией или преференциями для бюджетообразующих компаний региона.

28-43 1473
Аннотация

В статье анализируются последствия программы постепенной отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты для создания стимулов к повышению энергоэффективности российской экономики и устранения отсталости, обусловленной долгосрочным субсидированием неэффективной российской нефтепереработки (так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли). По результатам расчетов сделан вывод, что даже с учетом отклонений от запланированных параметров изменения налогового регулирования нефтяной отрасли в 2014—2019 гг. налоговый маневр принес в государственный бюджет за 2014—2017 гг. свыше 3,5 трлн руб. (в 2019 г. — 148 млрд руб.), в основном за счет повышения базовой ставки НДПИ, а также способствовал увеличению глубины переработки нефти на НПЗ с 72 до 85%. Выявлены риски, связанные с текущим планом реформирования налогообложения отрасли до 2024 г., предложена альтернатива, способная нивелировать некоторые из них. Сравнительный анализ эффектов от проведения налогового маневра по текущему плану и реализации альтернативного варианта говорит о том, что последний позволит достичь большего суммарного бюджетного эффекта за четыре года, сократить затраты на субсидирование отечественной нефтепереработки, повысить эффективность работы российских ВИНК, снизить темпы роста цен на нефтепродукты на розничном рынке.

44-67 2664
Аннотация

В условиях смены технологий, роста природных и социальных рисков развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) рассматривается как один из инструментов адаптации экономики, но сам сектор серьезно пострадал во время кризиса 2020 г. Снижение предпринимательской активности может иметь негативные долгосрочные последствия, поэтому в большинстве стран оказывается помощь малому бизнесу. В условиях слабого развития институтов традиционные меры могут не только не решить существующие проблемы, но и привести к формированию новых институциональных ловушек. Описан и обоснован комплексный подход к предпринимательской политике для России, основанный на концепции предпринимательских экосистем. На основе лучших практик сформулированы цели и принципы нового подхода. Они использованы для оценки возможностей и ограничений проводимой в России политики: у местных властей нет стимулов в существующей бюджетной системе, бизнес-агенты слабо мотивированы к выходу из тени и к кооперации, не всегда учитываются местные особенности и интересы, существует недоверие между контрагентами, институты поддержки недостаточно открыты. В результате целевая поддержка не смогла замедлить негативные тенденции в секторе МСП, а его значение для экономики невелико и сокращается. Новый подход может стать основой посткризисной политики в условиях сокращения природной ренты.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

68-82 1969
Аннотация

В статье изучается связь между доверием и экономическим ростом. Рассматривается история вопроса и проводится эмпирический анализ с привлечением всех доступных данных Всемирного исследования ценностей (World Values Survey) и Европейского исследования ценностей (European Values Study), включая данные за последние годы. Показано, что результат классических моделей о положительной связи между доверием и темпами экономического роста не воспроизводится на современных данных. Более того, ни рассмотрение альтернативных показателей доверия, ни разбиение стран на группы в зависимости от качества институтов не приводит к появлению связи. В статье обсуждаются возможные причины отсутствия связи между доверием и экономическим ростом в последние годы, в частности, меняющаяся роль доверия в современном мире. Делается вывод о необходимости более детального изучения механизмов связи между доверием и экономическим ростом.

83-104 3099
Аннотация

В работе оценивается модель байесовской векторной авторегрессии для российской экономики на данных реального ВВП, дефлятора ВВП и цен на нефть в качестве экзогенной переменной, выступающей переменной-заменителем (proxy) для условий торговли. Наряду с воздействием шока цен на нефть в рамках модели оценивается влияние шока спроса и предложения, идентификация которых производится на основе знаковых ограничений. Согласно полученным результатам, в конце 2014 г. и в 2015 г. шок спроса оказывал положительное воздействие на темпы роста ВВП, что можно объяснить положительным влиянием девальвации рубля в конце 2014 г. В последующие годы шок спроса приводил в основном к замедлению экономического роста. В работе предпринята попытка в шоке спроса выделить шок денежно-кредитной политики и оценить его влияние на ВВП, потребление домохозяйств и инвестиции. Влияние шока ДКП на все эндогенные переменные было отрицательным в 2015—2018 гг. Однако рост ставки процента в конце 2014 г. идентифицируется как эндогенная реакция на другие шоки, воздействие шока ДКП на ВВП в 2015 г. практически нулевое. В 2017 г. шок ДКП снизил рост ВВП на 0,9 п.  п.

ЭКОНОМИКА АГРАРНОГО СЕКТОРА

105-116 1158
Аннотация

В статье уточнено понятие «агрохолдинг», использован подход к оценке размера на основе суммарной выручки всех сельхозорганизаций в составе агрохолдинга. Выявлено, что только 100 агрохолдингов из общего числа, которые удалось идентифицировать, можно отнести к субъектам крупного предпринимательства. В их состав входит около 3% сельскохозяйственных организаций страны, при том что их доля в выручке — около 37%. Бóльшая доля агрохолдингов — субъектов крупного предпринимательства под контролем российских лиц работает в одном, а под контролем иностранных юридических лиц — в трех и более субъектах РФ. Вертикальная интеграция в рамках крупных агрохолдингов при разных схемах включения этапов переработки и реализации произведенной в их сельхозорганизациях продукции позволяет им получать преимущества. Усиление роли субъектов крупного предпринимательства в сельском хозяйстве ставит на повестку дня вопрос о дифференциации подходов к налогообложению и государственной поддержке в сельском хозяйстве в зависимости от размера сельскохозяйственного бизнеса компаний.

117-131 1270
Аннотация

Банкротство крупных агрохолдингов оказывает существенное влияние на объемы производства, доходы сельхозпроизводителей, расходы государства на развитие АПК и их эффективность, затраты потребителей на приобретение продовольствия. Это проиллюстрировано на примере обанкротившегося в 2019 г. агрохолдинга «Евродон». Банкротство одного агрохолдинга существенно ухудшило финансовые результаты сельского хозяйства России, увеличило убытки сельскохозяйственных организаций страны почти в три раза. Требования кредиторов к организациям холдинга, признанные арбитражным судом, составили около 196 млрд руб. с учетом поручительств организаций агрохолдинга между собой, без поручительств — 53 млрд, а продать активы холдинга после банкротства удалось лишь за 6 млрд руб. Основные потери понесла госкорпорация развития «ВЭБ.РФ». На возобновление работы холдинга в прежнем объеме, по оценкам экспертов, потребуются новые многомиллиардные кредиты. Федеральный бюджет понес большие потери как из-за невозврата кредитов, так и за счет субсидий, выделенных холдингу за период его существования. Потери Ростовской области значительны: 6 тыс. человек лишились работы (их зарплата составляла 2,6 млрд руб. в год), прекратились поступления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.  д. Цены на мясо индейки в среднем по стране возросли на 14%. Анализ кейса банкротства АХ «Евродон» позволил выявить риски «холдингизации» и наметить меры по их снижению.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

132-143 1674
Аннотация

Проведена оценка интегрального уровня рисков в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), реализуемых в России, с учетом этапов реализации проектов. Результаты эмпирических оценок показали, что совокупный уровень риска в настоящее время оценивается экспертами как высокий. К ключевым рискам относятся некорректная оценка параметров проектов, возможное изменение тарифов, а также риски, связанные с этапом строительства и спросом на услуги. Большинство факторов риска в проектах ГЧП имеют статус отраслевого, проектного уровня и не связаны с экономическими, политическими либо правовыми условиями. Исследование показало различия в структуре рисков, которые субъекты партнерства готовы принимать и передавать другой стороне, что позволило обосновать распределение рисков между участниками.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ

144-153 1053
Аннотация

Монография «Мезоэкономика: элементы новой парадигмы», подготовленная коллективом российских и иностранных ученых, раскрывает содержание этапов и внутреннюю логику становления одного из наиболее перспективных направлений современной экономической науки — мезоэкономики. В данной статье определяются эмпирические, управленческие, теоретические и общесистемные основания для возникновения потребности в мезоэкономике как самостоятельной дисциплине. Отмечена важность мезоуровня экономики для перехода на траекторию устойчивого эволюционного роста России. Предлагается институционализировать принадлежность хозяйственных объектов к этому уровню, введя для них статус мезоэкономической организации, отделив ее от микроэкономических объектов и макроэкономических систем. Такой статус позволил бы устанавливать особые налоговые режимы, облегчать доступ к государственным заказам, одновременно усиливая общественную ответственность мезоэкономической организации перед государством, бизнесом, экономикой и социумом. Подчеркивается роль Центра эволюционной экономики ИЭ РАН в современных исследованиях в сфере мезоэкономики.

154-160 1055
Аннотация

Рецензируемая книга призвана создать широкую картину экономических реформ в процессе перехода от плановой экономики к рыночной в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Авторы поставили перед собой цель показать, как во время структурных реформ менялись экономические институты в этих странах. Основное внимание в книге уделено институтам собственности и институтам, определяющим роль государства в экономике. Эти исследования не только показывают ход реформ в отдельных странах, но и демонстрируют эволюцию процесса экономической интеграции стран — членов ЕАЭС. В книге анализируются препятствия на ее пути и условия их преодоления. Авторы представили значительный массив эмпирического и фактического материала, структурированного по единым принципам. Это существенно облегчает сравнение экономических реформ в различных странах. В то же время в книге эмпирическая часть явно преобладает над аналитической. Изложение фактов редко сопровождается определенными теоретическими выводами.



ISSN 0042-8736 (Print)