ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
В работе оценивается величина краткосрочной реальной нейтральной ставки процента в России после перехода к режиму инфляционного таргетирования. Представлен обзор теоретически обоснованных факторов, который демонстрирует различие кратко- и долгосрочной реальной нейтральной ставки процента. Анализ оценок последней для разных стран показывает, что ее снижение в развитых и развивающихся странах обусловлено различными факторами. Проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков основных подходов к оценке величины реальной нейтральной ставки процента — с применением показателей финансового рынка, статистических методов и многоуровневых теоретических моделей. На основании многомерной модели ненаблюдаемых компонент для российской экономики сделан вывод о снижении краткосрочной реальной нейтральной ставки процента с 5 до 1% в 2016—2020 гг., а также о нейтральности денежно-кредитной политики в этот период.
В работе проводится сравнительный анализ реакции различных групп потребителей на шоки предложения банковского кредитования. В качестве параметров гетерогенности потребителей рассматриваются различия в форме владения жильем (владельцы жилья с ипотекой и без ипотеки и арендаторы) и в виде кредита (домохозяйства с крупным долгом (ипотекой, автокредитом), домохозяйства с умеренным (потребительским) кредитом и без кредитов). Для эмпирического анализа используются данные лонгитюдного панельного обследования домохозяйств RLMS-HSE НИУ ВШЭ за период с 2006 по 2019 год, охватывающем два эпизода кредитного кризиса и пост-кризисного восстановления. Шоки предложения банковского кредитования оцениваются при помощи стандартной модели структурной векторной авторегрессии (SVAR), в которой также идентифицируются шоки совокупного спроса и предложения и шоки монетарной политики. Наши результаты показывают, что при положительном шоке предложения банковского кредитования, эквивалентном сокращению процентной ставки по кредитам на 0,5 п.п., домохозяйства с ипотекой увеличивают свое потребление на 2,1–2,5% больше, чем владельцы жилья без ипотеки. Обнаруженный эффект существенен, поскольку средние годовые темпы прироста потребления домашних хозяйств с ипотекой в нашей выборке составляют 3,8%. Наши результаты указывают на то, что макропруденциальная политика Банка России, в которой инструментом выступают контрциклические буферы капитала (Базель-III), может быть весьма эффективной в сглаживании потребления домашних хозяйств с задолженностью по ипотеке.
В статье анализируются факторы отклонения региональных темпов роста цен от среднероссийских и даются оценки структурных уровней инфляции в российских регионах, которые могут достигаться при поддержании Банком России инфляции на уровне 4%. Оценка структурных уровней региональной инфляции проведена с использованием группировок регионов по степени мобильности рабочей силы, транспортной доступности, отраслевой специфике экономики, доле социальных трансфертов в доходах населения и принадлежности региона к федеральному округу. Наибольшую значимость показали такие факторы неоднородности региональной инфляции, как объем кредитования физических лиц, уровень жесткости цен, инфляционные ожидания и номинальный эффективный курс рубля. Кроме того, для каждого российского региона была дана оценка мобильности рабочей силы через коэффициент Оукена. Сделан вывод, что эффект Балассы-Самуэльсона в долгосрочном периоде является значимым фактором неоднородности инфляции только в регионах с высокой мобильностью рабочей силы. Результаты оценки структурных уровней региональной инфляции могут учитываться при разработке денежно-кредитной политики и при проведении информационной политики Банка России.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Большинство исследований трансплантации институтов основано на наборе общих методологических принципов и теоретических позиций, которые можно обобщенно назвать «классической теорией». Несмотря на свою убедительность и широкое распространение, классическая теория трансплантации институтов основана на редукционистских подходах и сталкивается с трудностями при системном объяснении трансплантационных процессов в современной экономике. В статье представлена междисциплинарная исследовательская программа расширенной теории трансплантации институтов. Особое внимание предлагается уделить трансплантации «снизу», а также роли институтогенных сообществ — неоднородных сетей внутренних и внешних акторов трансплантируемых институтов. Адаптация трансплантируемого института к новой среде рассматривается в большей степени как активное преобразование среды его акторами (конструирование институциональной ниши). Возникающие у транс- плантированных институтов отклонения от их иностранных прототипов интерпретируются как адаптивная рефункционализация, а не трансплантационные дисфункции. Акцент сделан на интерактивном коммуникационном поле, в котором развиваются трансплантируемые институты. В качестве результата трансплантации предлагается рассматривать не дихотомию успешной адаптации и отторжения нового института, а возникновение институционального ассамбляжа — сложной системы заимствованных и местных институтов, базирующейся на несводимых институциональных логиках.
Предлагается типология агентских моделей коррупции, основанная на соответствии предпочтений принципала и агента «идеальным» предпочтениям общества (базового принципала). Положенный в основу построения типологии подход позволил теоретически обосновать наличие новых моделей коррупционного поведения, получивших название квазии тоталитарной коррупции, а также продемонстрировать возможность их использования для описания поведения сторон в практике государственных закупок. В условиях неэффективного государственного регулирования добросовестные агенты, стремясь наилучшим образом удовлетворить потребности своих организаций и общества в целом, могут нарушать определенные положения нормативных правовых актов или принципов регуляторной политики (квазикоррупция), а недобросовестные агенты делают то же самое за взятки (эффективная коррупция). В некоторых случаях агенты вынуждены действовать в соответствии с неэффективным регулированием, будучи лишены возможности его нарушить (тоталитарная коррупция). На основе анализа практики закупок стационарных медицинских учреждений Санкт-Петербурга проверяется гипотеза о том, что положения российского регулирования закупок у единственного поставщика, ограничивающие ежегодный объем закупок ниже ценового порога, стимулируют использование электронных аукционов при их проведении. Обоснованы неэффективность такого рода регулирования и неспособность заказчика уклониться от него, сделан вывод о выполнении в рассматриваемом кейсе предпосылок модели тоталитарной коррупции.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
В истории развития экономической теории, начиная с XV в., меркантилизм сменился классической теорией, а неомеркантилизм потеснила неоклассика. Современную форму меркантилизма англоязычные исследователи назвали новым неомеркантилизмом. Анализируются причины изменения экономической политики в современных англосаксонских странах, когда на смену процессу глобализации пришел на четыре года экономический национализм с торговыми войнами, заградительными пошлинами, разрывом международных соглашений. Эта трансформация наиболее ярко проявилась после оглашения результатов голосования англичан по Брекзиту и американцев на президентских выборах 2016 г. Сделан вывод о том, что попытка смены господствующей экономической парадигмы в США при президенте Д. Трампе выглядит вполне закономерно и представляет реальную угрозу сложившемуся мировому экономическому порядку.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Криптовалюта как экономический нарратив, с одной стороны, инновационна и интересна обществу, поскольку в полной мере отвечает требованиям периода цифровизации, с другой — ее революционный характер вызывает вопросы у регулирующих органов ввиду необходимости полномасштабной перестройки устоявшегося экономического уклада. Популяризация нерегулируемого общественного феномена требует ответной реакции от государственных структур. Эти тенденции обусловили целесообразность исследования институциональных перемен в связи с внедрением цифрового рубля и выработки рекомендаций по легитимизации национальной валюты в цифровой форме. Сделан вывод, что действия мегарегулятора и органов власти ориентированы не на создание цифровой экономики путем организации единого цифрового пространства, реализация которого возможна только на основе унифицированной многофункциональной цифровой платформы, а на сохранение традиционной инфраструктуры. Нецелесообразными и неоправданными представляются попытки подменить цифровой формат взаимодействия электронным с криптографическими способами защиты, а также интегрировать инновационную технологическую составляющую криптовалют путем надстройки к функционирующей системе, не позволяющей реализовать заложенный в ней потенциал и создать новую технологическую реальность.