Preview

Вопросы экономики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 9 (2022)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

5-33 916
Аннотация

Рассматривается место нефти, особенно моторного топлива, в топливно-энергетическом балансе развитых и развивающихся стран в условиях потрясений, связанных с НТП, климатической политикой, пандемией 2020 г., подъемом 2021 г. и санкциями 2022 г. Отмечены устойчивый спрос на моторное топливо в ходе постпандемийного оживления и улучшение положения нефтяных компаний. Влияние климатической политики двойственное: одновременно сокращается относительный спрос на нефть и снижаются инвестиции в нефтедобычу. Санкции и частичное нефтяное эмбарго рассматриваются как разновидность принудительной промышленной политики, ведущей к реорганизации мировых систем добычи, доставки и потребления нефти, а также к повышению неопределенности в инвестиционной сфере и к росту энергетических цен. Это означает изменение инвестиционной функции зрелой отрасли с расширения мощностей на увеличение выплат и рыночной капитализации. Конфликт целеполагания между энергетической безопасностью и сохранением климата планеты углубляется. Остается нерешенным фундаментальный вопрос: насколько государственная политика может изменить естественные процессы трансформации, в какие сроки и с какими издержками? Ситуация в энергетике позволяет проверить способность мировых элит координировать свои действия в вопросах устойчивого развития мировой экономики и сохранения климата планеты.

МАКРОЭКОНОМИКА

34-52 1090
Аннотация

Роль «неопределенности» как одного из ключевых каналов воздействия шоков на экономику, будь то финансовые шоки 2007—2009 гг., пандемия 2020—2022 гг. или санкционные шоки, регулярно подчеркивается международными организациями и экспертным сообществом. Но как измерить неопределенность и ее эффекты? Традиционно в качестве индикаторов используются финансовые переменные, оценки на основе анализа публикаций СМИ или дисперсии экспертных прогнозов и опросов фирм. В данной работе для российского случая применяется альтернативный подход к неопределенности как непредсказуемости экономической динамики: она оценивается как взвешенное среднее стандартных отклонений ошибок прогнозов для широкого спектра макроэкономических и макрофинансовых переменных; прогнозы строятся в рамках факторной модели на основе большого массива данных. Построенные показатели неопределенности на 1, 3 и 12 месяцев вперед демонстрируют более выраженную персистентность и контрцикличность по сравнению с альтернативными индикаторами. Выявлено значимое негативное влияние шоков неопределенности на выпуск и уровень цен, что указывает на важность изучения взаимного влияния неопределенности и эффективности контрциклической макроэкономической политики.

53-72 963
Аннотация

В статье систематизируется зарубежный опыт построения динамических стохастических моделей общего экономического равновесия (DSGE) с гетерогенными экономическими агентами, анализируются преимущества моделей данного класса относительно более простых спецификаций при изучении вопросов макроэкономики: реакции агрегированных показателей (ВВП, потребления) в моделях, где агенты сталкиваются с идиосинкразическим риском снижения дохода, эффективности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, моделей предпринимательства, проблемы границы нулевых процентных ставок и модели пенсионной системы. Модели с гетерогенными экономическими агентами дают кардинально иной взгляд на многие аспекты, изученные ранее в более простых моделях, позволяют точнее воспроизводить эмпирические данные и закономерности, в частности кросс-секционное распределение доходов и богатства. Поэтому их изучение представляется весьма перспективным.

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

73-92 1039
Аннотация

В исследованиях, посвященных инновационной активности предприятий, долгое время акцент делался преимущественно на макроуровне — стран или отдельных отраслей (иногда — ряда компаний). В последнее десятилетие наблюдается методологический разворот в сторону изучения субъектов инновационного процесса на микроуровне, то есть отдельных групп или сотрудников, инициирующих и реализующих инновации внутри организации. В соответствии с этим микроподходом авторами изучены индивидуально-личностные характеристики сотрудников, предлагающих инновации на рабочем месте, а также организационные факторы, влияющие на вовлечение работников в этот процесс. В работе сделан акцент на инновационной активности рядовых специалистов, выдвигающих новые идеи и предложения по собственной инициативе («инноваторы-добровольцы»), а не на деятельности высококвалифицированных сотрудников, ответственных за инновации в рамках своих должностных обязанностей («институциональные инноваторы»). Для анализа использованы эмпирические данные, полученные в ходе реализации Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ за 2018 г. По результатам опроса 4821 жителя России в возрасте 18—65 лет, занятых по найму на предприятиях и в организациях, выявлено, что нововведения предлагали лишь 7%, из них более половины (4%) составляли «инноваторы-добровольцы». С помощью бинарной логистической регрессии определены индивидуальные характеристики, а также организационные факторы, которые способствуют добровольной инновационной активности сотрудников. Результаты исследования могут быть использованы при реализации организационных изменений с целью повысить инновационную активность бизнеса.

93-108 446
Аннотация

Институт интеллектуальной собственности (ИС) нередко именуется «легальной монополией», цель которой — стимулировать инновационную активность авторов и изобретателей. В таком контексте усиление антимонопольного регулирования всегда должно иметь негативный эффект для инновационной отрасли, поскольку оно направлено на ограничение прибыли компаний, а значит, при прочих равных, снижает стимулы к инновациям. Показано, при каких условиях это утверждение может быть справедливо, а при каких, напротив, усиление антимонопольного регулирования приводит к росту инновационного выпуска. На основе межстрановых данных получена эмпирическая оценка взаимного влияния действенности антимонопольного регулирования и степени защиты прав интеллектуальной собственности на эффективность функционирования инновационного сектора и экономики в целом. В качестве показателя относительной эффективности рассматривается близость к границе производственных возможностей, определяемая методом стохастической границы. В результате подтверждается гипотеза о комплементарном характере влияния обеих мер: усиление одной дает положительный результат только при сильной другой. Комплементарный характер данных мер может быть связан с тем, что в условиях слабой защиты прав ИС правообладатели более активно применяют альтернативные механизмы спецификации собственности, которые подразумевают использование спорных с точки зрения антимонопольного законодательства деловых практик. В этой ситуации усиление строгости антимонопольного регулирования повышает издержки применения таких практик, что снижает эффективность функционирования института ИС и выпуск в инновационной отрасли. Обосновано наличие исключений для результатов интеллектуальной деятельности в антимонопольном законодательстве для стран с низким уровнем защиты прав ИС, но по мере усиления действенности института защиты ИС такие исключения могут быть отменены. Полученный результат также показывает, что представление об ИС как о «легальной монополии» чрезмерно упрощено, что может приводить к возникновению рисков ошибок правоприменения (наказание невиновного).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

109-124 556
Аннотация

В статье определены соотношение валовых и чистых поступлений в федеральный бюджет и самообеспеченность территорий налоговыми ресурсами. Предлагаемый подход позволяет оценить характер пространственного (горизонтального) перераспределения федеральной части налоговых перечислений, администрируемых ФНС. Применительно к федеральным округам в 2006— 2020 гг. значения чистых поступлений в федеральный бюджет оказались отрицательными в большинстве регионов Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО. В контексте рассматриваемого подхода они выступают реципиентами федерального бюджета; часть федеральной поддержки при определенных предположениях финансируется налоговыми поступлениями других территорий. Как правило, 40—50% всех субъектов РФ имеют отрицательное значение чистых поступлений. Однако в большинстве случаев они небольшие, подчас меняют знак. Число реципиентов федерального бюджета, свидетельствуя о смене государственных приоритетов в распределении налоговых ресурсов по бюджетной вертикали, последовательно возрастало до кризиса 2008—2009 гг. и уменьшалось после него (за исключением 2018—2020 гг.).

125-138 881
Аннотация

В работе рассматривается развитие туристского потенциала российских территорий как комплекса туристских ресурсов, обеспечивающих формирование и удовлетворение потребностей потенциальных туристов. Ключевым методом исследования выступил опрос руководителей муниципалитетов РФ. Анализ позволил выявить противоречие между уверенностью руководителей муниципалитетов в наличии туристского потенциала их территории и отсутствием базовых туристских ресурсов в их оценках. В региональном разрезе для большинства территорий характерна нехватка финансовых средств, частных инвестиций и поддержки со стороны спонсоров и меценатов. При этом власть видит проблемы формирования туристского потенциала в моделях поведения населения: недостатке предпринимательской активности и низком платежеспособном спросе на продукты внутреннего туризма. Результаты исследования показали существование устойчивой зависимости между поддержкой властных инициатив со стороны местного сообщества и наличием у органов власти ресурсов для повышения туристической привлекательности российских территорий.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

139-157 662
Аннотация

Патерналистское государство никем не было изобретено и является результатом эндогенного процесса развития общества, на разных фазах которого государство может порождать как позитивные, так и негативные последствия. В этом контексте обосновывается ошибочность решения государства о реорганизации РАН с эскалацией вмешательства бюрократии в научную жизнь, следствием которого стало использование наукометрических методов управления и введение «эффективного контракта», породивших «водопад» никчемных статей и «мусорных» журналов. С целью устранения «наукометрического провала» предложены рекомендации по реформированию науки, основанные на принципиально новом взгляде на процессы производства знания в виде общественного блага и его трансформации в рыночные продукты с акцентом на публикацию научных статей. Полученный теоретический результат послужил платформой для разработки институциональной модернизации системы распространения знания, в соответствии с которой авторы за соответствующее вознаграждение могут предоставлять журналам право использовать свои научные тексты для публикации. При этом доходы журналов должны формироваться из двух источников: выручки от продажи журналов по рыночным ценам, соответствующим индивидуальной полезности продуктов издательской деятельности, и бюджетной субсидии, соответствующей социальной полезности услуг журналов по распространению знаний. Реализация этой реформы предполагает государственное финансирование научных журналов и выделение целевых субсидий научным библиотекам университетов и академических институтов для оплаты подписки на основные научные журналы.



ISSN 0042-8736 (Print)